Россия начала отход от доллара, но он будет происходить постепенно. Для полного отказа от американской валюты необходимо создание расчетной единицы БРИКС, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист Валерий Масленников.
Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя заявил, что Москва в условиях западных санкций не может полагаться на доллар как на всемирную валюту и поэтому продолжит проводить дедолларизацию национальной экономики и внешней торговли.
США утверждали, что доллар является достоянием всего мира, а затем отключили РФ и некоторые другие страны от своих дензнаков. Американская валюта превратилась в геополитическое оружие, которым активно пользуется Вашингтон.
РФ полностью не откажется от доллара
«РФ поставила задачу отказаться от доллара, но проблема заключается в том, что остальные учетные единицы оцениваются в американской валюте. Речь идет об объемах товарооборота, статистике ООН по РФ, отечественных данных, все это пересчитывается в долларах», — заключает заведующий кафедрой теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова, профессор Валерий Масленников.
Общемировая традиция все считать и оценивать в долларах осложняет отказ от американской валюты.
«Многое зависит от того, как Москва сможет использовать доллар в качестве посредника при расчете в национальных валютах. Российские нефтяные компании в 2022 году набрали много индийских рупий и не знают, что с ними делать», — резюмирует Масленников.
Драконовские санкции США, ЕС и других стран Запада вынудили Москву отойти от доллара, и это осложнило проведение международных сделок. Пока действует такой принцип: операции рассчитываются в долларах, а оплата по ним проходит в других денежных единицах.
Россия попросту не может игнорировать доллар – базовые мировые цены номинированы в американской валюте.
«В будущем Москва должна будет поменять всю систему отчетов и статистики, а ведь это целая эпопея. Касается это не только внутрироссийских национальных документов, но и их международных аналогов», — констатирует Масленников.
Необходима альтернатива
РФ должна найти альтернативу доллару для проведения внешнеторговых сделок. Западные валюты (евро, фунт стерлингов, иена и швейцарский франк) для этого не подходят, а рубль и денежные единицы дружественных стран обладают ограничениями.
Лучше всего для такой задачи подходит юань, но ведь далеко не все китайские компании готовы в нем проводить сделки. Турецкая лира волатильна, а динар ОАЭ пусть и представляет собой арабский аналог доллара, чувствителен к вторичным санкциям США.
«Москва вряд ли сможет заменить доллар с помощью другой валюты, не просто так страны БРИКС предлагают создать условную единицу для того, чтобы привести деньги стран-членов к единому знаменателю», — заключает Масленников.
РФ и ее партнеры должны стремиться к созданию такой мультивалютной корзины.
«Как этого добиться? Большой вопрос, такого опыта в мире нет, хотя некоторые попытки уже были. Ярким примером является опыт создания евро, в ходе которого страны еврозоны получили единую валюту. Не надо забывать про СЭВ, в котором работал переводной рубль, чей курс определялся на основе стоимости денежных единиц государств, входивших в это объединение», — резюмирует Масленников.
Москва и страны БРИКС должны разработать новый вариант такой расчетной единицы.
«А пока этого не произошло, доллар продолжит выполнять роль посредника в системе российских расчетов и пересчетов. Присутствие американской валюты во внешнеторговых сделках на сегодня пока неизбежно», — констатирует Масленников.
Национальные валюты не всегда эффективны
Эффективный отказ от доллара предполагает беспроблемную и дешевую конвертацию его аналогов в рубль и обратно, а этого сегодня сложно добиться даже с юанем.
«Проблема использования национальных валют заключается в том, что мы накапливаем большие суммы, а вкладывать их особенно некуда, но есть надежда, что банк БРИКС решит и эту проблему», — заключает Масленников.
Пока переход на национальные валюты для РФ означает получение огромных масс иностранных денег. Некоторые из них легко конвертировать в доллары, евро и рубли, а другие лежат мертвой массой и требуют своего применения.
Возникшие трудности не носят критичного характера, однако решение этого вопроса является одной из финансовых задач на 2023—2024 годы.
Дмитрий Сикорский
Источник:rueconomics.ru